Лето - это идеальное время для ремонтных работ, когда можно заняться обновлением или капитальным ремонтом квартир, жилых и дачных домов, а также учреждений. Это прекрасная возможность заняться преображением обстановки вокруг себя с помощью новых строительных материалов, технологий и направлений дизайна. В частных апартаментах бюджет, выбор материалов и светового решения полностью ложится на плечи владельца. Но в государственных учреждениях эта работа проходит по-другому, потому что здесь все подчинено строгому регламенту, соответствующему специально разработанным требованиям. Существуют нормативы и в отношении светильников для учебных заведений. Разберемся, какие из них лучше всего подойдут для установки в школьных и университетских аудиториях, а от каких следует отказаться.
На страже стоит СанПиН
Разработан специальный документ «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в образовательных учреждениях», которым следует руководствоваться по всем вопросам, связанным с определением места под строительство зданий и их оснащением, исходя из поставленных задач. Здесь же рассматривается вопрос об организации освещения. Кратко этот документ носит название СанПиН 2.4.2.2821-10, т.е. санитарные правила и нормы. В действие документ вступил с 01.09.2011г. после утверждения главой санэпидемнадзора страны Постановления, вышедшего 29.12.2010 г.
Кроме вышеуказанного документа действует еще один СанПиН2 2.2.1-2.1.1.1278.03 «О санитарно-гигиенических требованиях к любому типу освещения в общественных, а также жилых зданиях» и несколько пояснительных документов в виде рекомендаций в основные правила строительства.
Основные требования к светильникам в образовательных учреждениях
Освещение просторных аудиторий учебных заведений может быть как естественным от солнечного света, так и искусственным от осветительных приборов, которые помогают восполнить недостаток света.
При строительстве учебных корпусов очень важно, чтобы во всех помещениях было естественное освещение, за исключением комнат, отведенных под душевые и туалеты, подсобных помещений для хранения технического инвентаря, книг, вентиляционных камер. В соответствии с установленными правилами естественный свет нужно использовать рационально, т.е. содержать в чистоте стекла, не вешать гардины темного цвета и не ставить на подоконники растения, если они затеняют окна.
Продумывая варианты освещения аудиторий, важно учитывать цвет освещения потолочных светильников и склоняться к вариантам чисто белого, теплого или естественного свечения. Не так давно в СанПиН были внесены поправки, в соответствии с которыми светильники для образовательных учреждений могут быть оборудованы светодиодными либо люминесцентными лампами, рассеивателями «Опал». В комплект моделей люминесцентного типа должно входить пускорегулирующее устройство с коэффициентом пульсаций света меньше 5%. В одном помещении категорически запрещено пользоваться светодиодными светильниками с различными видами ламп.
Если образовательное учреждение планирует установку люминесцентных светильников, то оно должно ознакомиться с Правительственным Постановлением No 898 от 28. 08. 2015 г. Этот документ содержит рекомендации по приобретению осветительных приборов для установки в муниципальных и госучреждениях. В соответствии с ним запрещено приобретать:
- 2-цокольные диаметром от 26 до 38 мм G13 лампы люминесцентные, которые содержат галофосфат кальция. Их индекс цветопередачи должен быть меньше 80-ти;
- дуговой тип люминесцентных ртутных ламп;
- искусственный свет люминесцентный, конструкция которого предусматривает наличие встроенных ПРА.
Также в Постановлении написано: вышеперечисленные лампы могут быть использованы лишь в том случае, если их аналоги не обеспечивают нормативных значений, предъявляемых к освещению.
Нормы освещенности в учреждениях образовательной системы
Показатель освещенности, измеряемого в люксометрах, определяют отношением величины потока света к величине площади, на которую падает свет. Чем выше результат вычислений, тем эффективнее работа светильников. Эту величину легко рассчитать, если знать заданные параметры прибора и размеры того предмета, на который падает свет.
Для каждого помещения разработано свое нормативное значение освещенности. Если для спален в детсадах и для школьных рекреаций достаточно наименьшего значения освещенности, который находится в пределах 100 или 150 люксометров, то для игровых помещений, залов для занятий гимнастикой или музыкой, лабораторных кабинетов и пр., этот показатель должен быть не менее 400 и 500 люксометров.
Светодиодные светильники для школьных и образовательных учреждений
Устройства, работу которых обеспечивают светящиеся полупроводниковые элементы, носят название светодиодные. Они обладают отличными эксплуатационными характеристиками, небольшим количеством потребляемой энергии и продолжительным сроком эксплуатации. Создаются они в соответствии с инновационной Led-technology, позволяющей получать светоизлучающие диоды с нужными параметрами. Среди этих параметров коэффициент цветопередачи, тип свечения и пр.
Светодиодные светильники для образовательных учреждений должны удовлетворять следующим условиям:
-
величина условного защитного угла должна быть 90 и выше;
-
габаритная яркость не должна быть выше 5 000 кд/м2;
-
мощность светящих элементов не должна быть более 0.3Вт;
-
светодиоды должны быть белые с цветовой температурой менее 4 000 К;
-
показатель неравномерности яркости LmaxLmin выходного отверстия ниже, чем 5:1.
Светильник светодиодный накладной для образовательных учреждений - это оптимальный вариант для поддержки общего фона освещения. Для световых акцентов можно использовать подвесной тип светильников на кронштейнах и шинопроводах.
Светильники для образовательных учреждений
В учреждениях образования большое внимание уделяется соблюдению норм освещения помещений. Параллельно с этим существует ограничение на выбор осветительных приборов. Любое реализованное световое решение должно пройти многочисленные проверки профильных организаций, поэтому во время проведения работ следует с максимальной точностью соблюдать все нормы и требования, размещенные в приказах и других документах рекомендательного характера.
Ваш комментарий
Если вам есть что сказать, пожалуйста, поделитесь своим мнением.